С 2025 года в России может быть внедрен туристический сбор. Представители муниципальной власти получат право самостоятельно определять необходимость его уплаты туристами, посетившими субъект. В случае принятия положительного решения, налог будет уплачиваться через гостиницы и санатории, которые включат его сумму в конечную стоимость проживания.
Эксперты рынка предполагают, что нововведение неизбежно скажется на ценах: стоимость размещения для путешественников возрастет. Далее мы подробно разберем механизм действия будущего налога и возможные последствия его внедрения для туристической индустрии.
Суть и механизм действия туристического налога
Туристический налоговый платеж представляет собой локализованный налог, который будет взиматься исключительно с гостиниц, хостелов, отелей. Суммы, полученные от его реализации, планируется направить на развитие туристической инфраструктуры территорий, включая благоустройство парковых зон, создание полос для пешеходов и велосипедистов, а также реконструкцию фонтанов.
Для внедрения данного механизма на определенной территории нужно принять локальный акт. В городах федерального значения правила также должны быть утверждены законом.
Важно отметить, что новый налог должен заменить существующий курортный сбор, который действовал до конца 2024 года в экспериментальном режиме. Сбор был признан неэффективным из-за высокой административной нагрузки на предприятия гостиничного сектора. По словам представителей туриндустрии, новая система значительно упростит процесс сбора платежей, так как переносит ответственность с постояльцев на сами учреждения размещения.
Сравнительная характеристика
Параметр
|
Курортный сбор
|
Туристический налог
|
Срок применения
|
До 31 декабря 2024 года
|
С 1 января 2025 года
|
Субъекты
|
Туристические центры России – Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край, Крым, Санкт-Петербург, поселок«Сириус»
|
Любые регионы с подготовленной законодательной базой
|
Категория плательщиков
|
Гости отелей, санаториев, хостелов
|
Владельцы гостиниц, санаториев и других объектов размещения
|
Ставка
|
30-100 ₽ за сутки пребывания
|
До 1% от оплаты за размещение гостем(не менее 100 ₽), в санаториях –фиксированная ставка 100 ₽
|
Санкции за неуплату
|
Штраф для туристов (не менее 500 рублей)
|
Штраф для отельеров – 20% или 40% от невыплаченной суммы
|
Методика расчета нового налога
При начислении налога отельеры должны опираться на формулу:
ТН = НБ × Ставка
Где:
- ТН – итоговая сумма налога
- НБ – налогооблагаемая база
- Ставка –% ставка
Важно отметить, что расчет должен производиться на дату полной оплаты проживания.
В основу налогооблагаемой базы входит цена размещения за вычетом самого налога и НДС. При этом региональные власти могут определить льготные категории населения, за проживание которых налог начисляться не будет. Это могут быть многодетные семьи, ветераны, студенты, пенсионеры и другие.
Ставки должны быть указаны в НПА с учетом рекомендованных предельных значений:
Год
|
Предельная ставка
|
2025
|
1%
|
2026
|
2%
|
2027
|
3%
|
2028
|
4%
|
2029+
|
5%
|
Нужно учитывать минимальный размер налога – 100 рублей за суточное размещение. При расчете меньшего значения, например, 60 рублей, отельер все равно перечисляет в бюджет 100 рублей. Если значение получилось больше, например, 120 рублей, то эта сумма перечисляется без изменений.
Особенности расчета для санаториев:
- Фиксированная ставка – 100 рублей за сутки пребывания
- Не может быть увеличена под влиянием внешних факторов
Регионы могут регулировать ставки на основании сезонного ценообразования и категории отеля. Например, в Санкт-Петербурге применяется следующая система:
Период
|
2025 г.
|
2026 г. (мало гостей)
|
2026 г. (много гостей)
|
2027 г. (мало гостей)
|
2027 г. (много гостей)
|
Январь-март
|
1%
|
1%
|
—
|
1,5%
|
—
|
Апрель-сентябрь
|
1%
|
—
|
2%
|
—
|
3%
|
Октябрь-декабрь
|
1%
|
1%
|
—
|
1,5%
|
—
|
Пример практического расчета:
Исходные данные:
- Стоимость проживания: 2 400 рублей/сутки (включая НДС 20% — 400 рублей)
- Ставка налога на 1 квартал 2025 года: 1%
Расчет:
- Определение стоимости без НДС: 2 400 — 400 = 2 000 рублей
- Расчет налога: 2 000 × 1 / 101 = 19,8 рублей
- Итоговая налоговая база: 2 400 — 400 — 19,8 = 1 980,2 рублей
Данный подход к расчету подтверждается официальной позицией Министерства финансов РФ, изложенной в письме № 03-05-08/130275 от 24.12.2024.
Кто должен уплачивать туристический налог?
Обязанность по начислению и перечислению налога в бюджет ложится на:
- Юридических лиц, ИП и самозанятых граждан, предоставляющих места для размещения туристов/постояльцев. Объекты должны соответствовать следующим критериям:
- Находиться в специальном реестре
- Публично упоминаться на официальном сайте муниципалитета или города федерального значения
- Компания/ИП должны иметь свидетельство о собственности или договор аренды на здание/помещение
Под действие налога подпадают различные типы объектов размещения – гостиницы, хостелы, мотели и аналогичные заведения.
- Санатории, входящие в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.
Важное исключение: владельцы квартир и апартаментов, независимо от формы собственности (физические лица, ИП или юридические компании), могут не уплачивать этот налог.
Механизм начисления предусматривает включение суммы налога в прайс на проживание. При формировании счета для оплаты номера налог прописывается в отдельной строчке по аналогии с НДС. В кассовом чеке сумма указывается полностью.
География внедрения
Мы уже отметили, что решение о введении туристического налога лежит в плоскости муниципалитетов и федеральных городов, а не регионов в целом. Например, населенные пункты, которые привлекают большой поток туристов, уже приняли решение о внедрении сбора – Санкт-Петербург, Калининград, Краснодар, Сочи, Владивосток и многие другие. Отметим, что полный перечень таких населенных пунктов достаточно широк — только в Алтайском крае более 170 территорий уже утвердили данное нововведение.
Существуют примеры отказа от принятия налога. Так, власти Ярославской области подчеркнули, что не планируют его вводить, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на инвесторов. Соответственно, муниципалитеты региона также решили воздержаться от данной меры.
Что касается столичного региона, то по Москве официальная информация пока отсутствует. В Подмосковье есть разные примеры: некоторые города уже приняли положительное решение.
Таблица 2. Примеры городов с внедренным туристическим налогом
Город
|
Ставка 2025 года
|
Анапа
|
1%
|
Архангельск
|
1%
|
Белокуриха
|
0,35%
|
Владивосток
|
1% (сезонный)
|
Владимир
|
1%
|
Великий Новгород
|
1%
|
Зеленоградск
|
1%
|
Казань
|
1%
|
Калининград
|
1%
|
Краснодар
|
1%
|
Находка
|
1%
|
Новосибирск
|
1%
|
Петрозаводск
|
1%
|
Санкт-Петербург
|
1%
|
Светлогорск
|
1%
|
Сочи
|
1%
|
Суздаль
|
1%
|
Тула
|
1%
|
Примечание: Во Владивостоке налог взимается в сезон – с 1 июля по 30 сентября.
Кто может не платить налог?
Налоговый кодекс устанавливает список граждан, которые могут проживать в отелях без уплаты туристического налога. Это отдельных категорий граждан, включая инвалидов, Героев СССР и РФ, а также участников боевых действий, награжденных государственными наградами. Полный список льготных категорий имеется в статье 418.4 НК РФ.
Местные власти имеют право расширять этот список. Например, в Казани к ним отнесли всех несовершеннолетних, в Краснодаре – семьи с тремя и более детьми. В Туле, Новосибирске и Петрозаводске от уплаты налога освободили жителей своего региона. В Светлогорске и Зеленоградске льготы положены ликвидаторам аварии на ЧАЭС.
Для применения льготы необходимо выполнение двух условий:
- Льготник индивидуально заключает и оплачивает договор на проживание
- При заселении предоставляется документ, подтверждающий право на льготу
Пример: Семья Беловых забронировала номер в тверской гостинице «Россия» на три дня в апреле этого года. Цена на проживание равняется 5 000 рублей в сутки. Размещение оплачивала супруга со второй группой инвалидности. Если она подтвердила свою льготу справкой, то налог не будет начислен. В ином случае семье пришлось бы заплатить 150 рублей за три дня проживания.
Такая практика применения льгот создает определенные сложности, особенно для семей с несовершеннолетними детьми. Поскольку договор с гостиницей обычно оформляет взрослый, а положения Минфина требуют, чтобы именно льготник оплачивал проживание, многие предусмотренные местными властями преференции для детей становятся недействительными.
Этапы перечисления
Оплата должна производиться не позднее 28-го числа следующего месяца за каждый отчетный квартал. Декларация подается в ФНС по месту расположения отеля. Документ должен быть отправлен до 25-го числа того же периода.
Если предприниматель имеет несколько гостиниц в одном городе, приписанных к разным ИФНС, то можно подать единую налоговую декларацию. При этом необходимо заранее уведомить соответствующую ИФНС о таком решении минимум за месяц до установленного срока сдачи отчетности.
Выплата налога осуществляется через единый налоговый платеж (ЕНП) с использованием кода бюджетной классификации (КБК): 182 1 03 03000 01 1000 110. Отдельное уведомление представлять не требуется, так как данные будут отражены в декларации.
Важно отметить, что полученные от туристов суммы налога не учитываются в доходах организаций, а выплаченные в бюджет средства не относятся к расходам.
График уплаты и отчетности на 2025 год
Квартал
|
Срок сдачи декларации
|
Срок уплаты налога
|
I
|
25.04.2025
|
28.04.2025
|
II
|
25.07.2025
|
28.07.2025
|
III
|
27.10.2025
|
28.10.2025
|
IV
|
26.01.2026
|
28.01.2026
|
Такая система позволяет обеспечить четкое соблюдение сроков и прозрачность процесса уплаты туристического налога, а также упрощает процедуру взаимодействия между плательщиками и налоговыми органами. Для компаний, занимающихся организацией деловых поездок, современные платформы, такие как
деловой туризм , предлагают инструменты для автоматизации учета налоговых обязательств и оптимизации корпоративных расходов